Киноитоги 2006 года
Завершается 2006 год отечественного кинопроката. За этот период вышли почти 300 фильмов, некоторые из которых остались несправедливо незамеченными, некоторые наоборот вызывали громкие споры отнюдь не благодаря высоким художественным достоинствам. NEWSru.com вспоминает те фильмы, без которых немыслим этот киногод.
Самым кассовым фильмом в 2006 году стал отечественный блокбастер "Дневной дозор", вышедший на экраны 1 января и заработавший 32,0 млн долларов.
На втором месте оказался приключенческий фильм "Пираты Карибского моря: сундук мертвеца", принесший его создателям 27,5 млн долларов.
Третью позицию занял мультфильм "Ледниковый период: глобальное потепление" - 17,2 млн долларов.
На четвертой строчке оказался "Бумер-2", собравший 13 млн долларов.
Замыкает пятерку лидеров скандальный "Код да Винчи" - 11,3 млн долларов.
Из десятки лидеров кинопроката 2006 года отдельного упоминания заслуживают лучшая экранизация года "Парфюмер: История одного убийцы" и 21-й фильм "бондианы" "Казино Рояль", оказавшиеся соответственно на 8-м и 9-м местах по кассовым сборам (9,3 и 8,9 млн долларов).
Конец прокатного сезона. Бум популярности кинотеатров в России завершается (0)
21/12/06 бизнес
В последние годы сборы российского проката росли как на дрожжах, что давало основание для самых оптимистических прогнозов развития кинобизнеса. Тревожило одно — публикуемые Роскультурой данные кинопосещаемости если и увеличивались, то гораздо медленнее, чем сборы. А это значило, что набухание кассы во многом обусловлено увеличением цен на билеты.
Скоро такая картина в кинотеатрах не будет редкостью.
К нынешнему году средняя стоимость кинобилета в России достигла европейского уровня, и кассовые показатели резко замедлили свой рост. Это особенно заметно на динамике проката российских фильмов: в 2003 году общий сбор наших картин составил примерно 8 млн. долларов, в 2004 году — 30, в 2005 году — 90, а в 2006-м лишь немного перевалил за 100.
При этом десятка лидеров российского проката собрала в уходящем году 89,4 млн. долларов. «Как же так? — может спросить читатель. — Если из 80 российских картин 2006 года 10 лидеров собрали почти 90 млн., а все 80 — чуть больше 100 млн., то на остальные 70 приходится чуть больше 10 млн.?" Именно так и обстоит дело: если расположить все 80 картин по убыванию кассовых сборов и разбить их на десятки, то от десятки к десятке сборы падают в геометрической прогрессии с большим показателем. К примеру, вторая десятка картин собрала около 12 млн., третья — около 3 млн. и т. д.
Ту же тенденцию к стагнации показывает число отечественных «миллионеров», т. е. фильмов, собравших в кинопрокате более 1 млн. долларов. В позапрошлом году их было 6, в прошлом — 17, в нынешнем — 18. И, судя по тому, что в настоящее время производится на российских студиях, большого скачка в 2007 году ожидать не следует. Стартующий в самом начале нового года «Волкодав» Николая Лебедева, по оценкам специалистов, соберет неплохую кассу, но не побьет «Дневной дозор». Остается надеяться лишь на прорыв «Обитаемого острова» Федора Бондарчука или какой-нибудь «темной лошадки».
Хуже, чем раньше, выглядят позиции российских картин в общем списке проката. Если в прошлом году общий сбор первой десятки лидеров составил 103,2 млн. долларов, из которых на пять отечественных фильмов пришлось 63,4 млн., то в этом году в десятку попали лишь три наших фильма, собравшие 53,8 млн., что составляет только 37% ее общего сбора.
Художественные итоги года несколько более утешительны, чем прокатные. Фильм Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» стал главным призером нового кинофестиваля в Риме, «Свободное плавание» Бориса Хлебникова победило на фестивале в Варшаве, «Эйфория» Ивана Вырыпаева была отмечена в Венеции, «Остров» Павла Лунгина был удостоен чести закрыть Венецианский кинофестиваль, а «Странник» Сергея Карандашова взял первый приз на международном кинофоруме «Меридианы Тихого» во Владивостоке. К сожалению, художественные достоинства фильмов очень слабо связаны с их коммерческими качествами. Из картин, получивших высокие оценки критиков и фестивалей, в топ-десятку российских фильмов попал, причем лишь в самый ее конец, один «Живой» Александра Велединского, да и то благодаря небывалой для арт-фильма рекламе.
Виктор Матизен.